ArtKMV.ru
 
   
Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публилий Сир.    
 
»  Главная
»  Менеджмент
»  Маркетинг
  » Управление маркетингом.
  » Товарная политика.
  » Функции цен.
  » Политика распределения.
  » Основы маркетинговых коммуникаций.
»  Миссия фирмы
»  Торговые форматы
»  Психология для предпринимателя
»  Составление резюме
»  Материалы
»  Контакты
»  Ссылки
»  О сайте



Рекомендуем:
 

Торговые форматы

    Супермаркеты


Под словом "супермаркет" следует понимать магазин, торгующий большим ассортиментом продовольственных товаров и определенной номенклатурой непродовольственных (как правило, это предметы повседневного спроса), работающий по принципу самообслуживания и рассчитанный на массового покупателя. Персонал таких магазинов может соcтавлять 50-60 человек, и достигать 200 человек при наличии различных собственных производств - хлебопекарня, мясной цех, салатный цех и т.д. За рубежом цены в супермаркетах, больше цен в дискаунтерах на 5%-7%.


Существует несколько разновидностей супермаркетов.


Классический супермаркет

Описание


Классический супермаркет призван удовлетворить широкие потребности клиентов, в том числе на деликатесные виды пищевых продуктов.


Торговая площадь составляет от семисот до нескольких тысяч квадратных метров, как правило, 2500 - 3000 кв. м. Ассортимент - несколько тысяч, а иногда и десятков тысяч товаров, обычно от 7000 до 30 000 наименований. В супермаркете активно применяются дополнительные торговые контуры - кулинарный цех, кондитерский цех, обвалка мяса и пр. Размещаются супермаркеты обычно в зоне жилых домов или вынесены за пределы города. Необходимое условие - наличие парковки. Средняя покупка - высокая. Цены выше, чем в дискаунтере.


Концепция, лежащая в основе формата "супермаркет", определяется термином "оптимальный". Супермаркет не является лидером ни по одному (!) из 8-ми факторов выбора для покупателей, во всем придерживаясь среднего уровня. Его преимущество проявляется в синергии, т.е. в сумме этих важных для покупателей факторов. Отсюда вытекает ряд важных выводов. Супермаркет - самый технологически удобный и гибкий для оператора формат, не требующий "прыжка выше головы". В то же время он интересен и покупателям, как обеспеченным, так со средним и ниже среднего достатком. Поэтому супермаркет - лидер в сфере розничной торговли.


Целевая аудитория. В общем случае является массовой.


Покупательское поведение. Супермаркет соответствует модели как запланированной, так и спонтанной покупки. Основная характеристика покупки: 3-7-дневный запас основных продуктов.


Ассортимент. Выражено широкий. Его характеризует большое количество категорий товаров при относительно небольшом разнообразии вариантов внутри каждой категории.


Стратегии


Супермаркет должен соответствовать своей концепции. Поэтому нет необходимости гнаться за каким-либо из факторов (это приведет к ущербу других). Главное - обеспечивать их стабильность в заданных пределах (естественно, гибко реагируя на изменения рыночной ситуации).


Ассортимент и услуги. Ассортиментная политика таких предприятий часто строится исходя из вкусов и потребностей постоянных покупателей, на которых ориентируется данный супермаркет. Покупатели супермаркета готовы потратить больше времени на дорогу и уплатить дороже, по сравнению с дискаунтом, в обмен на широкий выбор товаров и удобное обслуживание. Продвижение. Специфика формата дает возможность поставщикам проявить здесь собственные эффективные технологии мерчандайзинга, а служба логистики - выявить оптимальных поставщиков той или иной группы товаров, основываясь на отслеживании конъюнктуры потребления.


Специфика формата


Требует больших начальных инвестиций. Формат эффективен не только в сетевом, но и в одиночном варианте.


Экономичный супермаркет

Другие названия: доступный супермаркет


Является более скромной по масштабам моделью предыдущего формата. Площадь 400-800 м2, 1500-3000 товарных позиций. Располагается в жилых районах. Предназначен для наиболее полного удовлетворения первоочередных нужд клиентов по очень низким ценам (сопоставимым с ценами на мелкооптовых рынках). Фактически, это "мягкий дискаунтер"


Супермаркет деликатесов

Супермаркет с ассортиментом 12000-20000 позиций, ориентированный на элитного покупателя. Характеризуется высоким уровнем обслуживания и, соответственно, высокими ценами.


Гипермаркет [3, 4, 10, 14, 18]

Описание


Самый большой из рассматриваемых форматов. Это магазин самообслуживания с торговой площадью обычно 4-10 тыс. квадратных метров (порой десятки тысяч), в любом случае не меньше 2500 кв. м. Ассортимент обычно от 30 000 до 60 000 наименований, половину или же большую часть которого занимают непродовольственные товары. Привлекает покупателей возможностью совершать разные покупки (от продуктов питания до автомобилей) в одном месте.


Основные характеристики


Площадь торгового зала, кв. м:

4000 — 10000

Площадь склада, кв. м.:

До 4500

Количество кассовых узлов:

25 — 60

Количество позиций
в ассортименте, тыс.:

25 — 50

Уровень цен по рынку:

Специальная ценовая политика

Количество покупок в день:

До 10000

Оборот в месяц, млн. долл.:

2 — 7

Численность персонала:

До 900

Собственные производственные цеха:

Представлены широко

Для формата характерна высокая средняя покупка. Наличие качественной парковки является обязательным условием, нередко гипермаркет расположен недалеко от крупной железнодорожной или автобусной станции, аэропорта, обслуживая огромный поток посетителей.


Концепция. Основной конкурентный фактор - ширина ассортимента, которая у этого торгового формата максимальна. Второй фактор - очень низкая цена. Слабое место - расположение (как правило, далеко от центра города). Остальные конкурентные факторы сбалансированы.


Стратегии


Для владельцев гипермаркетов важны масштабы торговли, максимальная гибкость и возможность при необходимости перестраивать бизнес-процессы. Для успеха должны хорошо работать сильные стороны гипермаркета. Провалы в ассортименте и цены на среднем уровне для него пагубны.


Цена


Для гипермаркетов характерна самостоятельная ценовая полтика, хотя они также объединяются в сетевые структуры. Магазины отличаются низкими уровнями наценки и, следовательно, розничных цен. Это становится возможным благодаря масштабу торгового предприятия. Однако главная причина скрыта в основе бизнеса. На некоторые виды товаров устанавливаются относительно низкие цены, что привлекает к совершению покупок именно в этих магазинах. Продовольственные товары - оружие гипермаркета в борьбе за покупателя. На эти товары определяется минимальная наценка. Товары non-food - это цель, средство, которое позволяет гипермаркету нормально работать и зарабатывать деньги. Они продаются с большей наценкой.


Продвижение


Одно из уязвимых мест магазина формата "гипермаркет"- его территориальное расположение. Как правило, гипермаркеты находятся в удалении от мест проживания населения, за городом. Значит, потребуется привлекать покупателей огромным арсеналом маркетинговых средств. В их числе - постоянно проводящиеся промоакции и распродажи.


Ассортимент


Гипермаркеты отличает наличие большого сезонного ассортимента, в то время как супермаркеты ориентированы в основном на тот товар, который имеет постоянное место на полке. При плохой организации неизбежно появятся неликвидные остатки, от которых нужно избавляться радикальными методами, иначе бизнес может просто "потонуть".


В гипермаркетах с площадью больше 8-10 тыс. кв. метров происходит развитие исключительно непродовольственного сектора, поскольку дальше увеличивать продовольственный ассортимент не получается, да и не имеет смысла.


Специфика формата


1. Требуется искусство управления большим коллективом - в одном гипермаркете могут работать до 900 человек. Всех их нужно контролировать и мотивировать. Необходимо построить гибкий график работы персонала.


2. Собственное производство развито в гипермаркете гораздо лучше, чем в супермаркете. Нужно иметь хороших специалистов, которые способны заниматься управлением и планированием этого производства. Поскольку продукция собственного производства может испортиться в течение считанных часов, нужно учитывать категории покупателей и их поток, т.е. определять структуру спроса. Проблемы в управлении собственным производством по сравнению с супермаркетом возрастают в геометрической прогрессии.


3. Необходимо искусство управления каталогами. При продвижении нужно учитывать потенциальный рост продаж рекламируемых товаров, чтобы до окончания акции оставался необходимый запас. Нужно представлять, какой товар должен попасть в этот каталог, а какой - нет.


Баумаркет [1]

Выше были рассмотрены супермаркеты общего характера. Отдельно можно рассматривать специализированные непродовольственные супермаркеты (спортивные, строительные, мебельные и т.д.). Как пример рассмотрен строительный супермаркет - баумаркет.


Описание


Система торговли "баумаркет" отличается своим подходом к ассортиментной политике. Это должны быть товары для дома и для строительства. Одно из основных требований состоит в том, что в магазине должно быть представлено не менее 35.000 наименований товара. Второе непременное требование - в магазине должны быть представлены все товары, которые необходимы для возведения и оборудования дома в соответствии с современной технологией строительства: от фундаментных блоков до флюгера на коньке кровли. Система супермаркета рассчитана на быструю допоставку товара в случае необходимости, поэтому в магазине нет разделения на торговые и складские помещения. Склад находится там же, где и выложен товар - на открытых металлических стеллажах. Ориентировочная пропускная способность магазина - 120-150 человек в час.


Естественно, специфика товара требует достаточного пространства. Для баумаркета необходим удобный подъезд, вместительная парковка и благоустроенные окрестности. Внутри здания должна быть обеспечена свобода для передвижения с тележкой, доступа к товару и возможности его выбора.


Концепция и стратегии. Баумаркет представляет собой чрезвычайно интересный синтетический формат. По сути, это супермаркет с компонентами специализированного магазина и в, определенной мере, вэрхауза (большая часть покупателей - профессионалы). Соответственно, необходимо применять стратегию супермаркета (точнее гипермаркета), добавляя элементы стратегий двух других торговых форматов.



Торговые форматы

» 1. Понятие формата
» 2. Супермаркеты
» 3. Дискаунтеры
» 4. Большие форматы
» 5. Небольшие фоматы
» 6. Послесловие
» 7. Литература
 


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



ArtKmv.ru © 2006