ArtKMV.ru
 
   
Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публилий Сир.    
 
»  Главная
»  Менеджмент
»  Маркетинг
  » Управление маркетингом.
  » Товарная политика.
  » Функции цен.
  » Политика распределения.
  » Основы маркетинговых коммуникаций.
»  Миссия фирмы
»  Торговые форматы
»  Психология для предпринимателя
»  Составление резюме
»  Материалы
»  Контакты
»  Ссылки
»  О сайте



Рекомендуем:
 

Миссия фирмы.

    Миссия фирмы: нужно ли это нам?


Миссия фирмы: нужно ли это нам?


К. Друян


Вначале анекдот про итальянского рыбака.


"Лежит на берегу теплого Адриатического моря итальянский рыбак и н-и-ч-е-г-о не делает. Мимо проходят американские туристы и обращаются к рыбаку с вопросом.


- А что это Вы тут лежите, ничего не делаете, не зарабатываете деньги?


- А ЗАЧЕМ?


- Ну как, удивляются американцы, Вы могли бы больше работать и стать не просто рыбаком, а владельцем лодки.


- А ЗАЧЕМ?


- Вы могли бы еще больше работать и стать владельцем нескольких лодок.


- А ЗАЧЕМ?


- Вы стали бы крупным собственником, зарабатывали бы много денег и могли бы себе позволить отдыхать на берегу и ничего не делать.


- А Я ЧТО ДЕЛАЮ?"


Когда мы говорим о стратегическом планировании бизнеса полезно, подобно этому итальянскому рыбаку, постоянно задавать себе вопрос "А, собственно, ЗАЧЕМ наша фирма занимается этим видом деятельности, к чему мы придем через 5-10 лет, к чему вообще мы стремимся".


Этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.


Если спросить, "Ради чего работает ваша фирма", то большинство бизнесменов, к сожалению, ответят: "Чтобы получать максимальную прибыль".


Подобный ответ является абсолютно неверным.


Прибыль - это воздух для фирмы. Сказать, что фирма существует, чтобы зарабатывать максимальную прибыль - все равно, что сказать, "Я живу для того, чтобы дышать". Прибыль - не цель, а средство бизнеса. Нет прибыли, и фирма задыхается. Есть достаточная прибыль, и дышится легче. Но, все-таки, ЗАЧЕМ?


Вопрос "ЗАЧЕМ" часто возникает, когда фирма меняет направление своей деятельности. Например, раньше мы торговали пирожками, а когда стали круче, то решили выпускать самолеты. А может быть, лучше торговать парфюмерией? Или предоставлять юридические услуги?


Возможностей очень много и необходимо понять, ЗАЧЕМ мы торговали пирожками. Это был способ набить карманы деньгами или мы хотели быть продовольственной фирмой?


Когда вы задаете себе такие вопросы, вы потихоньку приближаетесь к стратегическому планированию деятельности вашей фирмы.


Формулирование долгосрочной (на 10-30 лет) политики ("Дальновидности") - главная задача высшего руководства фирмы (стратегический уровень управления, top management).


В понятие "Дальновидность" входит 4 компоненты:


  • - основное назначение (миссия)
  • - основные ценности
  • - 10-30-летние BHAG (Big Hairy Audacious Goals, Большие Дерзкие Мохнатые Цели)
  • - живое описание.

    "Лидеры умирают, продукты устаревают, рынки изменяются, появляются новые технологии, фантазии менеджмента приходят и уходят, и только основная идеология в великих компаниях сохраняется как источник руководства к действию и вдохновения.


    основная идеология обеспечивает организацию "клеем", который не позволяет ей распасться по мере роста, децентрализации, диверсификации, глобальной экспансии" [1].


    Миссия задает то направление, по которому идет компания. Миссия - маяк, указывающий дорогу в случае, когда трудно сориентироваться. Миссия - путеводная звезда, ведущая фирму к успеху и процветанию.


    Вот несколько примеров миссий довольно известных фирм.


    "Цель компании Motorola - достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей"


    "Решать нерешенные проблемы инновационно" 3M


    "Вносить технический вклад в развитие и благосостояние общества" Hewlett Packard


    "Предоставить женщинам неограниченные возможности" Mary Kay Cosmetics


    "Помочь ведущим корпорациям и правительствам добиться еще большего успеха" McKinsey & Company


    "Испытать радость от усовершенствования и приспособления технологии для пользы общества" Sony


    "Предоставить простым людям возможность покупать вещи, ранее доступные только богатым" Wal-Mart


    "Сделать людей счастливыми" Walt Disney


    Миссия, как горизонт, мы к нему идем, но никогда не достигаем. И все же миссия задает магистральное направление нашей деятельности. Если мы торговали пирожками, то в зависимости от сформулированной миссии, мы будем развиваться или как продовольственная компания, и тогда разумно освоить выпуск подсолнечного масла, или как торговая компания, и тогда разумно торговать парфюмерией. Да, торговля пирожками это не есть та Великая Мечта, ради которой мы занялись нашим Делом, но в чем же эта Великая Мечта? Ответ на этот вопрос как раз и дает миссия фирмы.


    Миссия - маяк, но чтобы идти к маяку, нужно делать шаги. Чтобы понять, каким должен быть следующий шаг, нужно посмотреть, где мы находимся сейчас (АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ), спланировать следующий шаг (ЦЕЛИ НА БЛИЖАЙШИЙ ГОД, КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ) и приблизительно наметить дальнейшие шаги (СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ).


    Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем. Как сказал Питер Ф. Дракер: "Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента". Если предпринимательство берет на себя миссию создания клиентов, оно также получает прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии[2].


    Поскольку миссия - магистральное направление на 50-100 лет вперед, она формулируется в качественных, этических категориях (смотри примеры). А вот цели, которые вытекают из миссии, имеют очень конкретный, количественный характер.


    Например, мы можем сформулировать миссию "Сделать землян здоровее", цели на 2002 год - "К 1 апреля 2002 года начать выпуск экологически чистого молока", а среднесрочные цели - "К 2005 году контролировать 34% молочного рынка России". Чем ближе к миссии, тем качественнее формулировки, чем ближе к текущему моменту, тем больше формулировки носят количественный характер.


    Конечно, задача высшего руководства фирмы не сводится только к написанию красивых, благозвучных фраз (формулировка миссии). Следующий этап работы - определение краткосрочных целей и анализ рыночной среды.


    Литература


    Джеймс Дж. Коллинз, Джерри Ай Поррас "Основные ценности, или дальновидность вашей компании".Персонал №1, 1998, с. 92-100.


    Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992, с. 264.



  • МИССИЯ ФИРМЫ.

    » 1. Предприятие как целеустремлённая система
    » 2. Миссия фирмы: нужно ли это нам?
    » 3. Миссия фирмы.
    » 4. Определение миссии. Определение целей .
    » 5. От деклараций к цели: разработка миссии организации.
    » 6. Характеристика миссии фирмы.
    » 7. Метод разработки миссии предприятия.
    » 8. Миссия "Миссии компании".
    » 9. Как создать и внедрить миссию организации в условиях бывшей социалистической ментальности.
    » 10. Миссия директора - миссия фирмы.
    » 11. Трудная необходимость миссии фирмы.
    » 12. Выбор миссии - первый шаг на пути к процветанию или банкротству.
    » 13. "Миссия невыполнима". Русский вариант.
    » 14. Лозунги как квинтэссенция миссии фирмы.
    » 15. Роль миссии в мотивировании персонала на принятие нововведений.
    » 16. Миссия организации и особенности политики управления персоналом.
    » 17. Бизнес-инжиниринг и миссия компании.
    » 18. Миссии некоторых российских и иностранных компаний.
     


    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



    ArtKmv.ru © 2006