ArtKMV.ru
 
   
Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публилий Сир.    
 
»  Главная
»  Менеджмент
»  Маркетинг
  » Управление маркетингом.
  » Товарная политика.
  » Функции цен.
  » Политика распределения.
  » Основы маркетинговых коммуникаций.
»  Миссия фирмы
»  Торговые форматы
»  Психология для предпринимателя
»  Составление резюме
»  Материалы
»  Контакты
»  Ссылки
»  О сайте



Рекомендуем:
 

Миссия фирмы.

    Миссия "миссии компании"


Миссия "миссии компании"


Николай Шпак, заместитель руководителя интернет-проекта


ОАО "Днепроспецсталь"


- ...Когда земной шар еще был тепленьким, по нему бегали мамонты...


- Какой вопрос в билете?


- Устройство радиолампы...


- Отвечайте по существу!


- Радиолампа состоит из двух частей: радио и лампы...



Из экзаменационных историй

В мире современного бизнеса резко набирает популярность практика создания миссии компании, позволяющей, как минимум, сформировать положительный образ компании в глазах клиентов и еще успешней продвигать ее бизнес. Ведущие специалисты по менеджменту, серьезные консалтинговые компании, авторитеты в области бизнес-психологии уже основательно шлифуют соответствующие принципы и критерии формирования, технологии разработки.


Необходимость наличия миссии у компании и основательность подхода к ее разработке никем особенно не оспариваются. Битва умов разворачивается в основном вокруг деталей, формулировок, нюансов, процедур разработки и т. п. Становятся привычными термины "предназначение", "видение", "цели", "принципы", "философия" применительно к тексту миссии компании. Представители не только менеджмента, но и других сфер знания стремятся найти наиболее точные определения этих терминов и разработать технологии создания соответствующих текстов. При этом отсутствие видимых отрицательных эффектов использования миссии постепенно ведет к тому, что в ее формулировку нередко попадает все одновременно хорошее и глобальное (по возможности), что может компания сказать о себе, своем бизнесе и о своем отношении к социуму. Но "миссия компании" по-прежнему остается (по удачному выражению С. Горелика) "одним из наиболее спорных и загадочных документов, как по своему назначению, так и по методике создания".


Еще одной важной тенденцией в развитии мировых процессов (и бизнес-процессов в том числе) сегодняшних дней является интеграция технологий на основе синтеза информации из различных систем знаний. Причем речь идет о взаимодействии не только уже адаптированных в социуме технических, гуманитарных и других наук, присущих западному менталитету с его прагматизмом, но также и о находящихся на разных уровнях приближенности к социуму мистических учениях, присущих абстрактно-идеалистическому типу мышления Востока. Информация из древних, считающихся ненаучными или околонаучными, иррациональных, нетрадиционных (наиболее современным считается термин "эзотерические") систем знаний все чаще подвергается различным исследованиям. Появление терминов, классификаций приводит к "обнаучиванию" знаний. Затем разработанные теории и результаты экспериментов становятся базой для технологических решений (происходит "отехничивание").


В результате рядовой потребитель без особых усилий получает доступ к возможностям, которые ранее были доступны только избранным, положившим себя на алтарь поиска истины. Так, учения йогов еще тысячи лет назад говорили о возможности коммуникации людей на сверхдалеком расстоянии после соответствующей духовной и физической подготовки. Нас же вполне устраивают доступные без особого напряжения (не считая финансового) телефон, теле-, радио- и видеосистемы, Интернет и т. д. Тем не менее, в западном мире сейчас довольно популярны занятия йогой, которые помогают ряду известных артистов (например, Мадонне) и бизнесменов поддерживать хорошую физическую форму и эффективно действовать в сфере своих творческих и финансовых интересов.


В медицине появилось направление "информотерапия", реализующее с помощью информационного воздействия на базе применения компьютеров и других технических средств методы оздоровления человеческого организма, которые ранее были подвластны лишь хорошо подготовленным целителям. Знакомый психотерапевт, практикующий более 20 лет, как-то рассказал, что обнаружил в эзотерической литературе описание базовых элементов всех, известных ему, психотехник, активно применяющихся в жизни общества (в том числе и в бизнес-психологии).


Молитва священника, мантра медитирующего йога, гимн, который поют сотрудники преуспевающей японской корпорации, - все это внешние проявления одного и того же процесса, возникшие в различные периоды развития цивилизации.


Понятие миссии также не является в этом смысле исключением. Оно рассматривается и с позиций менеджмента (А. Томпсон, Ф. Котлер), и с позиций нейролингвистического программирования (М. Гринфельд), и с позиций бизнес-инжиниринга на основе "технологического" системного взгляда (С. Горелик). Аналогичное понятие использовалось также в древних описаниях нетрадиционных систем знаний, задолго до появления современных экономических и психологических наук и, тем более, самого термина "миссия компании". Важность точной формулировки при описании какого-либо процесса подчеркивается не только в современных научных исследованиях и технических разработках, но и в эзотерической литературе.


Глубинные причины затруднений при выборе формулировки косвенно описаны в одной из эзотерических книг - ментальность восточного типа устремлена к постижению глубинных основ процессов бытия, но, как правило, отличается некоторым пренебрежением к реалиям повседневного существования. Ментальность западного типа отличается умением практически приспособить накопленные знания к повседневной жизни, что, собственно, и является основой стремления сделать миссию составной частью бизнеса. Но присущий этому стилю мышления прагматизм зачастую вынуждает воспринимать поверхностно, недооценивать, игнорировать и терять важные нюансы проявлений законов мирового прогресса. Миссия компании включает как рациональные, так и иррациональные аспекты развития общества. Поэтому правильная формулировка миссии компании должна стать результатом синтеза восточного и западного типов восприятия мира.


Когда земной шар еще был тепленьким...

Вряд ли можно сейчас определить, когда впервые было упомянуто понятие "миссия", и к какому времени относилась его первая практическая реализация. По крайней мере, можно предположить, что пророк Моисей, которому довелось выполнять миссию по отношению к израильским племенам, жившим в Египте, внешне выразившуюся в перемещении упомянутого народа из Египта на землю обетованную, не мог однозначно на уровне цифр, фактов и экономических выкладок гарантировать достижение положительного конечного результата в смысле благоденствия и, тем более, комфортных условий в процессе реализации этой миссии. Кроме того, концентрация на выполнении миссии требовала полной самоотдачи и делала фактически невозможным переключение на другой вид деятельности до завершения миссии, т. е. появились определенные ограничения. С другой стороны, Моисею предоставлялись определенные ресурсы (например, в виде чудес и подсказок свыше) для решения ключевых проблем в тупиковых ситуациях.


В системе древних эзотерических знаний издавна существует понятие "эгрегор" (ударение на втором слоге). Эгрегор - это энергоинформационная саморазвивающаяся система, обладающая определенным уровнем коллективного сознания. Сочетания слов "энергоинформационный", "коллективное сознание", "коллективный разум", "саморазвивающаяся система", "надсистема" достаточно давно стали вполне научными, что попросту стало итогом очередных переоткрытий давно известных процессов, но в современной трактовке. Любая система, группа людей, общественная или ведущая бизнес организация, которая тем или иным способом отличается от остального мира, образует свой собственный эгрегор (зачастую совершенно не подозревая об этом) и становится его неотъемлемой частью. Социум тоже образует свой эгрегор, включающий также и систему рыночных взаимоотношений, и сами компании, действующие в рамках этих отношений. Эгрегор всегда является более гибкой и сложнее организованной системой, чем любой его участник, даже самый значимый, и поэтому в целом намного быстрее и точнее способен реагировать на изменения, происходящие в мире, хотя информация о конкретном событии или потребности обычно приходит через участника, наиболее восприимчивого к такого рода изменениям. Каждый эгрегор стремится к саморазвитию путем подключения новых участников, которые, по крайней мере, потенциально способны поддержать и реализовать концептуальную идею существования эгрегора, а также путем исключения участников, которые перестали удовлетворять заданным требованиям. Новые участники, как правило, получают дополнительные ресурсы на необходимое саморазвитие и формирование мировосприятия в системе ценностей эгрегора, одновременно вовлекаются в выполнение соответствующей задачи. Новичкам приходится в большинстве случаев менять распорядок и образ своей жизни, что на современном языке можно назвать началом процесса адаптации к новой корпоративной культуре.


В современной литературе, посвященной различным аспектам ведения бизнеса, используется более понятный термин - "бизнес-надсистема", наделенный приблизительно таким же смыслом, как и "эгрегор". Но, во-первых, хотелось еще раз подчеркнуть общие корни рационального и иррационального. Во-вторых, в бизнес-надсистеме события и бизнес-процессы всегда взаимодействуют в рамках связанных отношений типа спрос - предложение, причина - результат, затраты - доход, которые подразумевают достижение определенной финансовой выгоды для каждой из сторон, участвующих в рыночных отношениях. Кроме того, в рамках отношений вклад - отдача всегда присутствует прогнозирование достижения определенного преимущества с точки зрения ценностей социума для каждой из сторон за приемлемый период времени, после чего можно воспользоваться плодами своих трудов. Согласно эзотерическим законам, эгрегор в качестве самоорганизующейся системы дополнительно контролирует еще и процессы, не предоставляющие участникам непосредственную выгоду, разорванные во времени, но в итоге ведущие к развитию всей системы. Иллюстрацией может послужить история жизни человека, у которого было необычное хобби - он фотографировал снежинки. За многие годы в его коллекции были собраны десятки тысяч фотографий. Жил этот человек бедно, и, тем не менее, жизнь всегда подбрасывала ему возможность добыть средства на фотоматериалы. Коллекция была обнаружена только через какое-то время после его смерти и не принесла бывшему владельцу при жизни ни славы, ни денег. Но на основе этого богатейшего архива ученые позже провели множество исследований и сделали ряд открытий в теории кристаллов, что внесло существенный вклад в научное и экономическое развитие общества.


Многим водителям знакомо состояние, когда через некоторое время они начали "чувствовать" работу автомобиля и его отдельных узлов, воспринимать его как родного. Вот это ощущение слияния и есть признак формирования эгрегора системы "человек - автомобиль". А если еще учесть способность вовремя замечать предупреждающие и подсказывающие знаки, предчувствовать дорогу и оперативно корректировать направление, получим гармонию движения в пространстве, которая и является результатом действия эгрегора. Надо полагать, что многие руководители предпочли бы именно такую же слаженную работу компании и ее уверенное продвижение по дорогам мира бизнеса.


Какой в билете вопрос?

Что же все-таки является миссией вообще, миссией организации в частности? Что может быть общего между миссией религиозного пророка и продвижением бизнеса компании? Что необходимо учесть при разработке миссии компании?


Рассмотрим обстоятельства, связанные с выполнением Моисеем своей миссии, в современных терминах. Сначала мы увидим лидера, возглавившего своеобразный бизнес, идеей и сущностью которого стало превращение зависимых племен в единый свободный народ для дальнейшего внедрения и укрепления в этом народе новой веры - единобожия, вместо распространенного в Египте многобожия. Священники, поддержавшие идеи Моисея, образовали бизнес-команду. Стратегической целью стали новые земли. Стратегией реализации бизнес-цели стали уход из-под чужой власти и переход через пустыню на поиск новых и, естественно, лучших земель для свободной жизни. Для израильтян лучшая жизнь на новых землях означала свободу и рост благополучия. Следовательно, можно сказать, что миссия Моисея по формированию свободного и духовно развивающегося народа вела к повышению уровня и качества жизни отдельно взятой группы клиентов.


Но прежде чем взяться за выполнение миссии, Моисей прошел необходимую подготовку, в рамках которой пересмотрел свои жизненные ценности, начал вести другой образ жизни и даже, вместо прежнего египетского имени Хозарсиф, взял новое имя, соответствующее миссии: Моисей означает "спасенный".


Теперь пора вернуться из древних времен в наши дни и рассмотреть, как миссии современных компаний связаны с их деятельностью.


Устройство радиолампы...

Варианты определений миссии отличаются большим разнообразием содержания. Достаточно рассмотреть несколько примеров.


  • - Миссия = (знания, изобретательность, энтузиазм) х (интуиция, смелость, дерзость).
  • - Миссия может заключать в себе множество целей. И в отношении вашего конкретного вопроса, никакой особой картины может не быть. Это, главным образом, направление.
  • - Миссия компании - документ, обозначающий цели деятельности и дальнейшего развития.
  • - Миссия - это своеобразная "мечта", от которой начинается "танец" целей и стратегий предприятия, стиль его работы.
  • - Миссия - видение компанией своего предназначения в рамках общества.
  • - Миссия - основной смысл существования предприятия.

    Эффективность как можно более точного определения удачно подчеркивается в одном из приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - от того, как сформулирована проблема, часто зависит и выбор пути ее решения.


    В процессе формирования миссии для конкретной компании наиболее важными обычно считаются следующие вопросы: для чего, для кого, о чем, кто создает, как формулировать. Впрочем, этот перечень наверняка можно продолжить, и, на мой взгляд, процесс "обнаучивания" еще долго не оставит в стороне столь благодатный объект изучения. Рассмотрим в самом общем виде, что предлагается нам в области создания миссий в настоящее время.



  • МИССИЯ ФИРМЫ.

    » 1. Предприятие как целеустремлённая система
    » 2. Миссия фирмы: нужно ли это нам?
    » 3. Миссия фирмы.
    » 4. Определение миссии. Определение целей .
    » 5. От деклараций к цели: разработка миссии организации.
    » 6. Характеристика миссии фирмы.
    » 7. Метод разработки миссии предприятия.
    » 8. Миссия "Миссии компании".
    » 9. Как создать и внедрить миссию организации в условиях бывшей социалистической ментальности.
    » 10. Миссия директора - миссия фирмы.
    » 11. Трудная необходимость миссии фирмы.
    » 12. Выбор миссии - первый шаг на пути к процветанию или банкротству.
    » 13. "Миссия невыполнима". Русский вариант.
    » 14. Лозунги как квинтэссенция миссии фирмы.
    » 15. Роль миссии в мотивировании персонала на принятие нововведений.
    » 16. Миссия организации и особенности политики управления персоналом.
    » 17. Бизнес-инжиниринг и миссия компании.
    » 18. Миссии некоторых российских и иностранных компаний.
     


    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



    ArtKmv.ru © 2006