ArtKMV.ru
 
   
Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публилий Сир.    
 
»  Главная
»  Менеджмент
»  Маркетинг
  » Управление маркетингом.
  » Товарная политика.
  » Функции цен.
  » Политика распределения.
  » Основы маркетинговых коммуникаций.
»  Миссия фирмы
»  Торговые форматы
»  Психология для предпринимателя
»  Составление резюме
»  Материалы
»  Контакты
»  Ссылки
»  О сайте



Рекомендуем:
 

Психология для предпринимателя

    Введение


Эпоха стремительных изменений


Современную эпоху с полным правом можно назвать стремительной. В середине ХХ века ученые разных стран обратили внимание на скорость наступающих перемен. Никогда раньше изменения не происходили так радикально и за такой короткий промежуток времени. По мнению А. Тоффлера, ХХ век олицетворяет собой Великую Межу, которая проходит по центру человеческой истории. Если 50 000 лет человеческого существования разделить на срок человеческой жизни (приблизительно 62 года), то всего получится 806 сроков. Из них 650 - человек провел в пещерах. За последние восемь периодов большинство людей увидели печатное слово. За шесть - человек научился измерять время. За четыре - появился электрический мотор. И потрясающее количество материальных благ были созданы в последний период. Резко изменилось отношение к ресурсам, что стало заметно в первую очередь в экономической сфере. Полный цикл технического развития от рождения идеи, ее практического исполнения и распространения в обществе, до порождения новых идей, совершается в пределах нескольких лет и даже месяцев. В прежние времена на весь цикл уходили тысячелетия и столетия.


Говорят, что сегодняшние перемены сродни великому расколу в развитии человечества, перехода от варварства к цивилизации. Скорость перемен приобрела другой, более важный смысл, нежели направление перемен. В прежние времена люди обращались к прошлому, для того чтобы понять настоящее. Сейчас обозначился резкий разрыв с прошлым опытом человека. Многие полагают: наступает время, когда следует задумываться о будущем, пытаться предсказать его для того, чтобы понять настоящее.


В этой ситуации одним из самых распространенных мифов, которые обычно окружают наши представления о прошлом, является миф о нем как о золотом веке надежности и неизменности. Страстное желание вернуть ушедшую эру стабильности - обычная психологическая реакция человека на неопределенность и происходящие изменения в настоящем. Изменения присутствовали всегда, однако за десятки тысяч лет существования человечества, большинство людей так и не смирились с неизбежностью перемен.


К счастью, ностальгия по прошлому, мучит далеко не каждого человека. Во все времена были люди, способные не просто видеть будущее, а готовые идти на риск ради его наступления. Эти люди - предприниматели. Именно в них проявляются лучшие качества человека: инициатива и стремление к новому, творчество и решительность, острота восприятия мира и способность идти на риск, устойчивость к стрессам и энтузиазм, несмотря на неизбежные ошибки и потери.


Человека, принявшее решение - начать новое дело, ждут многие трудности, в том числе и психологические. Но человеческая душа не только источник проблем, но и главная движущая сила, дающая силы и вдохновение в ситуациях казалось бы абсолютно безнадежных.


Что же поддерживает человека в его кропотливом тяжелом труде?


Во-первых, найденный и выстраданный человеком личностный смысл.


В начале любой деятельности люди, как правило, задают себе вопрос: "Зачем мне это нужно?" По своей природе человек - существо разумное, и потому он предпочитает делать только то, что имеет смысл. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. И это касается не только глобальных проблем существования, но и ежеминутного состояния. Дальнейшее развитие ситуации целиком зависит от характера ответа на этот вопрос. Конечно, человек может сознательно и не задавать его себе, и не искать на него ответ. Но тогда это сделает наше подсознание. И его выбор отразится на самочувствии и самоощущении человека, определит возможность и направленность его самореализации. Приведенная ниже притча подтверждает это наблюдение.


Идя по дороге, путник встретил людей, обтесывавших камни. Он заметил, что один из них был явно несчастлив, печален, тяжело вздыхал. Другой, напротив, казался счастливым. Он пел, смеялся.


Путник задал вопрос несчастному: "Что ты делаешь?"


  • - Я обтесываю камни, - ответил несчастный.
  • - А что делаешь ты? - обратился путник к счастливому.
  • - О, я строю храм! - гордо ответил счастливый.

    Таким образом, если то, чем вы занимаетесь, не делает вас счастливым, значит, ваше подсознание не может найти в этом смысл, и Вы вынуждены заставлять себя, подстегивая и тупо повторяя: "Я должен, я обязан, это необходимо".


    Во-вторых, реализация собственных потребностей и желаний.


    Обычно наши мотивы реализуются в через формулировки двух типов: "Я хочу" и "Я должен". В психологическом плане эти формулировки имеют принципиальные различия. Вспомните свои ощущения, когда вы мысленно произносите эти фразы. Скорее всего, они окажутся разными, более того, даже диаметрально противоположными!


    "Я хочу" - вздох сожаления и легкая улыбка на лице, искорки в глазах, расслабленность и по телу разливается тепло. Как приятно думать о своих желаниях, даже если они кажутся далекими и несбыточными. "Хочу" - волшебный ключик, открывающий двери жизненной энергии.


    Теперь вы произносите другую фразу: "Я должен" и картина резко меняется: тело сжимается, лицо становится жестким, с гримасой агрессии и отвращения, тяжелый вздох, жизненные силы покидают вас, остается злость или тоска в зависимости от темперамента. Если желания человек воспринимает как свои собственные, то обязательства (должен) предполагают уточнение адресата: кому?


    Слово "должен" в древнерусском языке означало грешный. В главной христианской молитве "Отче наш" звучит фраза ... и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должников своих...


    Работа психологов часто заключается в том, чтобы помочь человеку разобраться со своими "долгами", реальными и мнимыми.


    Конфликт между двумя состояниями "Я хочу" и "Я должен" - вечный конфликт нашей жизни, и едва ли найдется человек, с ним не знакомый. Именно этот конфликт зачастую порождает неврозы. Проанализируйте список своих "долгов". Напишите, кому конкретно адресовано каждое ваше обязательство, а главное, объясните самому себе, почему эти обязательства вы не хотите принять как свои собственные желания? Чем они вас не устраивают?


    В-третьих, реализация бытийных, собственно человеческих желаний, сформулированных во фразе "Хочу быть ...".


    Известно, что желания и обязанности (хочу или должен) могут быть представлены категориями "иметь" - стремление к приобретению и "быть" - стремление к самосовершенствованию. В психологии эти категории принципиально различны.


    Проанализируйте, какие психологические различия могут обнаружиться при следующей разнице в формулировках:


  • - быть богатым или иметь деньги;
  • - быть замужем или иметь мужа;
  • - быть отцом или иметь детей;
  • - быть образованным или иметь диплом;
  • - быть предпринимателем или иметь свое дело.

    На первый взгляд, может показаться, что нет принципиальной разницы в том, что один человек стремится иметь много денег, а другой быть богатым, один - стать образованным человеком, а другой - получить диплом. Разве это не одно и тоже, спросите вы, - иметь детей и быть матерью, поймать успех или быть успешным? С точки зрения психологии - разница принципиальная, во всяком случае, изучение психологии может быть полезно скорее тем, кто стремиться быть, стремиться к самосовершенствованию, а не только иметь.


    Итак, как вы решаете для себя проблему: Иметь многое или быть многим?!


    Если приведенные рассуждения вас убедили, что "быть" выгоднее, смело приступайте к изучению учебного пособия "Психология для предпринимателя". В нем акцентируется внимание читателя, в первую очередь, на нем самом. В первой главе "Я как субъект предпринимательской деятельности" психологический материал дается через описание самого себя и построения образа Я в рамках психологических характеристик, с выделением таких значимых для предпринимателя качеств, как темпераментальные и характерные особенности, психологический возраст и жизненный сценарий. Во второй главе "Предприниматель в роли руководителя" учебный материал предлагается через описание себя в межличностном общении с другими людьми.


    Учебное пособие содержит "Приложение" трех типов.


    Во-первых, раздел "Оцени себя". В этом разделе предлагаются психологические тест - опросники. Результаты выполнения этих тестов помогут вам уточнить или скорректировать ваши представления о самом себя. Эти тесты просты в обработке, и, как правило, не вызывают сложности в интерпретациях.


    Во-вторых, раздел "Тестовые задания". В этом разделе в виде тестовых заданий представлены изложенные в данном пособии учебные материалы. Отвечая на эти вопросы, точнее выбирая один из предложенных вариантов ответа, вы сможете проверить, насколько вы усвоили те или иные теоретические концепции, идеи, психологический инструментарий.


    Письменные контрольные работы, завершающие изучение каждой главы, предлагают составление собственных психологических характеристик: "Я - победитель" и "Я - предприниматель".



  • Психология для предпринимателя.

    » 1. Введение
    » 2. Образ я и составляющие элементы его структуры
    » 3. Уровни описания психологических свойств
    » 4. Темпераментальные проявления психологических свойств
    » 5. Характер и характерные особенности личности
    » 6. Жизненный сценарий
    » 7. Психологический возраст
    » 8. Психологические установки и эмоциональная устойчивость
    » 9. Предприниматель в роли руководителя. Введение
    » 10. Психологические требования предъявляемые к специалистам
    » 11. Психологическое доминирование
    » 12. Разногласия и конфликты
    » 13. Психологическая цена жесткого ролевого общения
    » 14. Индивидуальный стиль деятельности
    » 15. Приложение
     


    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



    ArtKmv.ru © 2006