ArtKMV.ru
 
   
Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публилий Сир.    
 
»  Главная
»  Менеджмент
»  Маркетинг
  » Управление маркетингом.
  » Товарная политика.
  » Функции цен.
  » Политика распределения.
  » Основы маркетинговых коммуникаций.
»  Миссия фирмы
»  Торговые форматы
»  Психология для предпринимателя
»  Составление резюме
»  Материалы
»  Контакты
»  Ссылки
»  О сайте



Рекомендуем:
 

Психология для предпринимателя

    Уровни описания психологических свойств


Психологические свойства, которые характеризуют индивидуально неповторимые особенности каждого человека - личности, многообразны и разноплановы. В бытовом языке насчитывается тысячи слов, описывающих их. Давая психологическую характеристику человеку, мы интуитивно ищем наиболее значимые, существенные его свойства, опираясь на которые можно было бы предугадать поведение человека в той или иной ситуации. Психологи неоднократно пытались классифицировать людей по тем или иным основаниям. Однако сложности, которые встают на пути изучения человека, настолько велики, что до сих пор не существует общепризнанной психологической теории личности. В практике часто используют теоретические концепции, разработанные в иных областях: в философии либо в психиатрии, что значительно чаще.


Существуют два основных направления исследования личности:


  • выделение черт личности;
  • определение типов личности.

    Одна из успешных попыток создания концепции целостной структуры личности была предпринята Р. Кеттеллом (1957 г.). Он ввел понятие черта личности - устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения человека, потенциально доступные измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов.


    Р. Кеттелл рассматривал житейский язык как некоторую психологическую реальность, в которой отражаются особенности поведения человека. В английском языке он обнаружил 17 тысяч таких слов! Среди них 4505 слов обозначают то, что впоследствии он назвал чертами личности. Он сократил список до 171 слова, а затем сгруппировал их в два класса: поверхностные и исходные черты.


    Поверхностные черты - это психологические особенности человека, так сказать, лежащие на поверхности и выявленные в результате наблюдений или психологического эксперимента. Они являются типичными для человека и проявляются в определенных ситуациях, но не являются достаточным основанием для того, чтобы охарактеризовать личность в целом.


    Исходные черты - это основные обобщенные черты личности, которые и являются источником или причиной наблюдаемых на поверхности психологических особенностей. Например, замкнутость - открытость, застенчивость - дерзость.


    Работа психологов - поиск исходных черт, по которым можно было бы построить достоверный прогноз, предугадать, как поведет себя тот или иной человек. Однако современные исследования показывают, что описания черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения человека.


    Типологии личности - это попытка классификации людей по типам с учетом связи между их физическими (физиологическими) и психологическими особенностями. Сторонники этого подхода рассматривают личность как целостное образование, не сводимое к комбинации отдельных психологических черт. Самые известные типологии ХХ века - это конституциональная типология Кречмера, в основу которой он положил различия в конституции телосложения, и типология Юнга, основанная на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир. Наиболее древней является типология темпераментов Гиппократа.


    Системный подход указывает на необходимость первоначально выявить уровни, на которых существует данный объект, и на каждом из них выделить соответствующие основополагающие элементы, то есть исходные черты. Каждый уровень функционирует по-своему, свойства одного уровня прямо не выводятся из свойств другого. Поэтому для построения прогноза относительно проявления того или иного свойства следует учитывать уровень, в котором это свойство зарождается, и уровень, в котором оно может проявляться. Например, вода существует на вещественном, молекулярном и атомарном уровнях. Вода тушит огонь при соприкосновении с ним. Но это на вещественном уровне. Если перейти на атомарный уровень и разложить воду на ее составляющие - водород и кислород, то мы обнаружим, что один элемент горит, а другой поддерживает горение!


    Аналогичные закономерности наблюдаются и при описании психологических свойств человека.


    В психологии при описании человеческого "Я" используются три уровня: конституциональный, ролевой, личностный.


    Конституциональный уровень

    Каждый человек, в первую очередь, некое физическое тело, имеющее определенные физиологические особенности, природную основу - задатки, на основе которых развиваются те или иные психологические особенности. На этом уровне психологов интересует конституция человека (строение тела), его мозг и нервная система. При взаимодействии человека (физиологическая природа) с окружающей средой проявляются вторичные свойства - психофизиологические черты.


    На конституциональном уровне изучаются тип нервной системы, темперамент, экстравертность - интровертность, природная и обусловленная ею социальная активность.


    Ролевой уровень

    Человек живет среди людей, взаимодействуя с ними. В обществе каждый человек "играет роль". Роль в психологии рассматривается как социальная функция личности и способ поведения человека, соответствующий принятым нормам в зависимости от его статуса или позиции в обществе. Все роли парные: ребенок - взрослый, мужчина - женщина, учитель - ученик, начальник - подчиненный, продавец - покупатель и т.д. Взаимодействуя друг с другом в ролевой позиции, человек проявляет индивидные черты. На этом уровне человек формируется как субъект труда, который именно в этой роли выступает как полезный член общества.


    На ролевом уровне изучаются убеждения, мировоззрение, моральные качества, чувства, социальная активность и социальный интеллект как результат освоения ролевых норм и стереотипов. Предсказать поведение "ролевого человека" - правилосообразного, реализующего усвоенные характерные для каждой роли правила (способы поведения), несложно.


    Личностный уровень

    Человеческое "Я" многогранно. При взаимодействии "Я" с самим собой образуются индивидуально-личностные черты. Появление в человеке личностно неповторимого - личное дело каждого человека, именно его, а не общества или других людей. Пусковым моментом к формированию индивидуальности выступают рефлексия, позволяющая человеку осознать свои природные и ролевые особенности и перестроить их с учетом собственного "Я", а также система ценностей, определяющая направление развития личности.


    Попытка группировать отдельные свойства личности и соединить их с происхождения и способами формирования, представлена в работах К. Платонова.



    Структура личности

    Приступая к составлению психологической характеристики, необходимо учитывать, что:


  • психологические черты - это свойства, которые проявляются у человека при взаимодействии с внешней средой (психофизиологические), людьми (ролевые) и самим собой (индивидуально-личностные);
  • человек постоянно изменяется, развиваясь как единое целое; каждый человек неповторим; траектория его жизни есть результат непрерывного взаимодействия:


  • - Я и мое тело - генетическое наследие;
  • - Я и другие - культурная среда;
  • - Я и "Я" - особенности индивидуальной внутренней жизни.

    Как в бытовом, так и в научном психологическом языке используются слова "норма", "нормальный". В психологию понятие "норма" (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) пришло из психиатрии.


    Описывая больную личность, психиатры исходят из того, что здоровый человек имеет те же черты, что и больной, но до поры до времени они скрыты. Поэтому больной и здоровый отличаются чисто степенью насыщенности той или иной черты, например, экономность у больного перерождается в скупость, а осторожность - в мнительность.


    В современных научных исследованиях понятие нормы используется в различных контекстах.


    Норма понимается как эталон, то есть нечто должное, на которое следует равняться. Существуют спортивные нормы, нормы питания, поведения. Такие нормы всегда условны, они имеют значение только в определенной системе отсчета.


    Норма как среднестатистическая величина - нечто часто встречающееся, массовое - то, что характерно для большинства. В современной науке норма в статистическом смысле включает в себя не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от нее в известном диапазоне. Следует заметить, что в классической психологии тесты и тест-опросники построены на учете среднестатистической нормы.


    Норма как функциональный оптимум, подразумевающий протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надежностью, экономичностью и эффективностью. Функциональная норма индивидуальна, и ее нарушение определяется не величиной отклонений от статистически среднего, а функциональными последствиями.


    Кроме этих формально-метрологических измерений понятие нормы имеет и ряд содержательных параметров. Разговор о норме всегда подразумевает вопрос: "Норма чего?" Нормы морали, физиологии и психологии могут совпадать или не совпадать друг с другом. Это разные нормы, имеющие разные системы отсчета.


    На конституциональном или индивидуально-личностном уровне норма как среднестатистическая величина в психологии не используется. Но на ролевом уровне это основной показатель. В гуманистической психологии не принято строить оценочные суждения относительно человеческих черт, опираясь на среднестатистическую норму. Вот мнение М. Люшера, высказанное им в книге "Магия цвета".


    Мне кажется неправильным сближать норму и среднестатистическое число настолько, что в некоторых случаях оба понятия употребляются как равнозначные. Мне кажется неправильным считать нормальным то, что делает большинство людей. Большинство ведет образ жизни, преисполненный внутреннего насилия. Это не то, что подразумевают под нормальной жизнью.


    Ты судишь о поведении как о нормальном или говоришь о человеке, что он "очень" нормальный, если его поведение соответствует ситуации. Однако для того, чтобы ты мог вести себя нормально и отвечать внешней деятельности, ты должен располагать определенными нормами, которыми нужно руководствоваться. Такими руководящими нормами являются внутренние идеалы, которые, как духовные ценности, указывают тебе дорогу, идеалы, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ТЕБЕ ПРАВИЛЬНО СУДИТЬ И ВЕСТИ СЕБЯ.


    Во всех технических областях нормальное - это нечто, соответствующее среднему числу. Здесь норма постоянно является средней нормой.


    Нечто радикально другое означает нормальность, когда под словом "норма" подразумевается духовная ценность, внутренний идеал. Внутренний идеал как направляющая норма не имеет ничего общего со средней величиной. Количество и среднее число не играют здесь никакой роли.


    В интерпретациях психологических черт применяется принцип "положительного" и "отрицательного". Положительное - все то, что возвышает человека, способствует его личностному росту, реализует его потенциал. Все то, что принижает человека, тормозит его развитие - отрицательное. Природа человека имеет свои законы и стремления, свою волю и необходимость. На уровне организма человек способен принимать многие сигналы, ускользающие от сознания и непередаваемые словами, например, звуковые, цветовые, знаки запаха и т.п. Сознание же наиболее чувствительно к социальным сигналам, но они часто идут вразрез с другими сигналами. Поэтому сознательное "Я", как правило, отражает реальность в искаженной форме, деформируя ее в угоду социальной желательности.


    Если стремления сознания совпадают с природными стремлениями, то человек реализует себя как личность. Он живет, он счастлив. А если человек идет наперекор своей природе, то это крах, который выражается в одиночестве, неспособности любить себя и других, в утрате идеалов, отсутствии каких-либо целей в жизни, сужении круга интересов, инфантилизме и безответственности. Активная позиция личности, внутренняя работа по самопознанию своей функциональной нормы делают человека чувствительным к происходящим в нем изменениям и позволяют противостоять властному социальному давлению и избегать ловушек социальной желательности.



  • Психология для предпринимателя.

    » 1. Введение
    » 2. Образ я и составляющие элементы его структуры
    » 3. Уровни описания психологических свойств
    » 4. Темпераментальные проявления психологических свойств
    » 5. Характер и характерные особенности личности
    » 6. Жизненный сценарий
    » 7. Психологический возраст
    » 8. Психологические установки и эмоциональная устойчивость
    » 9. Предприниматель в роли руководителя. Введение
    » 10. Психологические требования предъявляемые к специалистам
    » 11. Психологическое доминирование
    » 12. Разногласия и конфликты
    » 13. Психологическая цена жесткого ролевого общения
    » 14. Индивидуальный стиль деятельности
    » 15. Приложение
     


    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



    ArtKmv.ru © 2006