ArtKMV.ru
 
   
Безумен тот, кто не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публилий Сир.    
 
»  Главная
»  Менеджмент
»  Маркетинг
  » Управление маркетингом.
  » Товарная политика.
  » Функции цен.
  » Политика распределения.
  » Основы маркетинговых коммуникаций.
»  Миссия фирмы
»  Торговые форматы
»  Психология для предпринимателя
»  Составление резюме
»  Материалы
»  Контакты
»  Ссылки
»  О сайте



Рекомендуем:
 

Психология для предпринимателя

    Психологические установки и эмоциональная устойчивость


Предположим, вы осознали необходимость освоения нового для вас дела - предпринимательства, поняли, что это условие сохранения работы, социального статуса, материального достатка и т.д. Вы приняли это психологически чрезвычайно сложное, решение. Казалось бы, в будущем никаких новых колебаний и психологических проблем не предвидится. Вы взрослый человек: у вас есть опыт, осознанная необходимость начать новое дело, вы знаете, его хотите и как этого можно достичь. Однако реальность фиксирует иное.


Переориентация на новое дело так или иначе предполагает новые открытия для человека, в том числе и в самом себе. Порой неожиданно для себя человек обнаруживает как дорог ему его личный опыт, его прошлое, взгляды, способы работы и общения. В новой деятельности многое из того, что так дорого человеку, уже не требуется, более того, прошлое может тормозить развитие человека, пытаясь "удержать" его в прежних рамках. Для многих отказ от "правильности" личного опыта равносилен отказу от своего "Я". Человек - не пассивный потребитель, он способен оказывать сопротивление психологическому давлению нового; причем сила такого сопротивления будет тем больше, чем более неадекватно новое его собственной ментальной позиции, установкам, настроению.


Механизмом такого сопротивления являются психологические барьеры. В зависимости от ситуации они выполняют или функцию защиты, не допускающей вредных или нарушающих стабильность личности сигналов, или функцию преграды, не допускающей до сознания человека полезных сигналов, расширяющих кругозор, и таким образом укрепляющей предубеждения и ложные установки.


Любой психологический барьер может быть представлен как специфическая форма проявления синдрома "сопротивления изменениям", имеющего две стороны: боязнь утраты старого, привычного и страх перед новым, непривычным. Следует отметить, что феномен психологического барьера как преграды, характерный для сознания современных россиян - следствие не только психологических, но и социальных, экономических и политических факторов.


В психологии проблема барьеров решается в более широких рамках понятия "психологическая установка". Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Это особое "видение" в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Несмотря на то что установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека.


В зависимости от направленности выделяется три типа установок: операциональные, целевые и смысловые, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека: способы (как делаю), цель (что делаю) и смысл (зачем делаю).


Операциональные установки проявляются в ходе решения задач, когда человек воспринимает условия новой задачи как аналогичные, уже имеющиеся в его прошлом опыте. И в соответствии с этим он использует готовый, известный ему способ решения, который может быть абсолютно неприемлем в новых условиях. К счастью, операциональные установки изменяются в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, разъяснений и т. п. Взрослый человек может обучиться новым способам, но при условии, что он признает эти способы более подходящими для себя, реально улучшающими его жизнедеятельность.


Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Если действие (стремление к цели) по какой-то причине прерывается, то целевые установки проявляются в стремлении к завершению прерванного действия, достижения намеченной цели во что бы то ни стало. Процесс целеполагания очень сложен, поэтому человек прибегает к нему редко, предпочитая многократно реализовывать одни и те же цели. Целевые установки, как и операциональные, подвержены влиянию со стороны. Начало нового действия - это новая цель. Насколько четко реализован вами этот сложнейший процесс - целеполагание?


Особый интерес представляют смысловые установки (менталитет), которые ориентируют человека на те или иные ценности. Человек рождается и растет в конкретном обществе. Каждое общество имеет свою идеологию поведения, систему правил, свои взгляды, образцы "хорошего" и "плохого". В процессе воспитания человек усваивает все эти социальные эталоны, которые преобразуются в его личное поведение и взгляды. Можно сказать так: эталоны и правила - социальное явление, а личные установки человека - их психологическая копия.


С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, обеспечивает себе психологическую защиту при встрече с "чужим". Если общество стабильно, то приобретенные психологические установки позволяют большинству людей весьма комфортно в нем существовать. Это большинство является типовым представителем данной социальной среды, нормальной частью населения. Но общество имеет тенденцию к изменению своих идеалов. И это тоже естественно. Например, предпринимательство. Отношение к нему в нашем обществе за последнее десятилетие изменилось кардинальным образом.


ЗАДАНИЕ 6

Выполните тест-опросник "Система личных взглядов" (Приложение "Оцени себя").


Обработайте полученные результаты.


Ознакомьтесь с предложенной интерпретацией.


Возможно, отвечая на вопросы теста, а затем и анализируя полученные результаты, вы задумались: можно ли изменить смысловые установки взрослого человека? Сформировавшись в прошлом, они перестали соответствовать сегодняшней ситуации и стали источником необоснованных эмоциональных срывов и переживаний. Психологи полагают, что и смысловые установки подвержены изменениям, однако они подвластны лишь самой деятельности человека и не меняются под влиянием чужих слов. Использование психологического тестирования и психотехник в процессе обучения помогают человеку осознать "границы полезности" приобретенных смысловых установок и подготовиться к принятию новых. И не более. А потом на "сцене" появляется деятельность самого человека, которая может быть и просто игрой, но в которой человек реально почувствует, как новые взгляды расширили его горизонт, как новые способы позволяют быстро решать проблемы и как новые смыслы порождают желание жить и работать.


Размышляя о собственных взглядах, возможно, вы согласитесь с мнением психологов: причиной возникновения проблемных ситуаций чаще всего выступаем мы сами. А трудности, которые мы испытываем при их решении, обусловлены не столько объективной сложностью ситуации, сколько внутренне присущими нам барьерами. В качестве таких внутренних препятствий могут выступать неадекватно оцененный жизненный опыт, правила и нормы поведения и общения, личностные особенности, стереотипы мышления, от которых мы не умеем отказаться, а нередко и просто не осознаем их, привычный способ эмоционального реагирования на затруднения.


Теперь, когда вы определили, что вам портит настроение и делает эмоционально уязвимым, рассмотрим как трактуются эти понятия в психологичекой науке.


В непрерывно текущей психической жизни человека наблюдаются относительно статические моменты - состояния, которые характеризуются целостностью, подвижностью, устойчивостью и непосредственной связью со свойствами личности. Психические состояния являются фоном, на котором разворачивается человеческая жизнь. В то же время они выступают тем материалом, из которого строятся свойства личности. Состояния обладают полярностью, то есть каждому соответствует его противоположность, например, активность - пассивность, уверенность - неуверенность.


В психологии наиболее изучены два основных виды психических состояний. Это внимание как динамическая сторона сознания и эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, возникающих в процессе непосредственного пристрастного отражения действительности.


Первая трудность, с которой сталкивается исследователь эмоциональных процессов - определение того, что отражается в эмоциях: внутренний или внешний мир. В современной психологии этот вопрос решается в пользу отношений между этими мирами, иными словами эмоциональные состояния отражают отношение между миром внутренним ("хочу") и внешним ("могу"). Если объекты и явления внешнего мира, условия существования человека способствуют удовлетворению его потребностей и достижению целей, то у человека возникают положительные эмоции, если препятствуют, - отрицательные.


В процессе эволюции эмоциональные состояния возникли как средство, позволяющее живым организмам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Это своеобразный способ поддержания жизни в ее оптимальных границах. Эмоциональные состояния предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов.


Эмоциональные состояния могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, причем возникают они раньше, чем рациональная оценка ситуации. Зафиксировав сигнал рассогласования между "хочу" и "могу", они в то же мгновение открывают или закрывают доступ к энергетическим ресурсам человека. "Победа впереди!" - и человек побеждает. "Мне это не под силу!" - и человек проигрывает. А шансы были равны.


Вторая трудность связана с одновременной, порой противоречивой проявленностью эмоциональных процессов во внутренних переживаниях, в поведении и ярко выраженных физиологических реакциях. Чему следует отдать предпочтение в исследованиях: внутренним переживаниям, поведению или физиологическим реакциям?


Внутренние переживания, во-первых, субъективны, во-вторых, трудно передаются словами. В поведении человек может скрывать свои переживания, к тому же в разных культурах формы проявления эмоций разные. Физиологические реакции, казалось бы, более объективны, но, увы, исследователи не могут различить причину учащения ритма сердца, которую способны вызвать прямо противоположные эмоциональные состояния, например, любовь и ненависть. Поэтому в психологических исследованиях учитываются все факторы. Однако степень представленности описаний переживания, фиксации поведения и измерений физиологических реакций разная в зависимости от изучаемого вида эмоционального процесса. В жизни человека эмоциональные процессы выполняют функции:


  • - оценки деятельности, ее хода и результатов (радость, огорчение);
  • - организатора деятельности: направляют, способствуют или препятствуют её осуществлению (гнев, страх);
  • - регулятора человеческого общения (любовь, ненависть).

    Наиболее эффективно эмоциональные процессы выполняют эти функции для тех, кто способен ими овладеть, может их сдерживать, иногда демонстрировать прямо противоположные.


    Эмоции сопровождают все психические процессы человека, причем они качественно отличны, как отличны и сами процессы. Принято различать:


  • - эмоциональный тон (приятно\неприятно), который сопровождает ощущения, например вкусовые, температурные, контактные. Эмоциональный тон побуждает к сохранению воздействий или их устранению;
  • - восприятия (слуховые, зрительные) сопровождаются эмоциями, которые выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности;
  • - высший продукт развития эмоциональных процессов у человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим высшим потребностям человека; они формируются на базе мышления.

    Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые имеют качественные различия. В экстремальной ситуации, когда деятельность завершена, событие свершилось, ситуация стала необратимой - возможно возникновение аффекта; в процессе протекания деятельности ее сопровождают эмоции, а вот в начале деятельности возникают чувства, предвосхищающие будущую активность человека, развитие событий.



    Классификация эмоциональных состояний.

    Аффект (от лат affectum - душевное волнение, страсть) - сильная, но относительно кратковременная реакция, связанная с резким изменением жизненных обстоятельств человека, когда он не может найти адекватный способ выхода из создавшейся экстремальной ситуации. Аффект, представляет собой определенный закрепившийся генетически способ "аварийного" разрешения ситуаций. В процессе эволюции у животных выработались и закрепились три способа реакции на опасную ситуацию: бегство, оцепенение, агрессия.


    Человеческие аффекты аналогичны соответствующим процессам у животных. Они проявляются независимо от желания самого человека в виде навязанных ему стереотипных действий. Однако животное проявление аффекта у человека - явление исключительное. В процессе эволюции у человека внешние проявления аффективного состояния значительно изменились: сузился диапазон этих проявлений, произошла замена одних движений на другие. Но само аффективное состояние не исчезает. Перестает ли человек бояться? Нет, но меняются внешние проявления страха.


    Возникновение аффектов подчиняется закону:





    К типам экстремальных ситуаций, способных вызвать аффективные реакции у человека относятся:


  • - высокая интенсивность работы, которая сопровождается жестким ограничением во времени.

    Немецкий исследователь В.Дибшлаг в 1974 году опубликовал данные, согласно которым нормальной можно считать загруженность человека на 40-60% от максимально возможной. Нагрузка, требующая использования 80% ресурсов, возможна лишь как кратковременная, и 20 % - это ресурс организма, который он может использовать лишь однажды при угрозе для жизни.


  • - недостаток и однородность информации;
  • - монотонность работы;
  • - низкая двигательная активность;
  • - недостаток в межличностном общении.

    К аффективным эмоциональным реакциям принято относить стрессы и фрустрации.


    Стресс (от анг. stress - давление, нажим) - одна из разновидностей аффекта: состояние сильной и длительной психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, которые возникают при решении важной для человека задачи. Это неспецифический, как писал Г. Селье, ответ организма на предъявленное ему требование, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку, причем не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, главное, что она неожиданна и вызывает сильное душевное потрясение.


    Но стресс, подчеркивает Г. Селье, это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.


    В результате стресса истощение организма проходит постепенно в три этапа:


  • 1 этап - реакция тревоги, для которой характеры физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией и приводящие в состояние настороженности и беспокойства;
  • 2 этап - фаза сопротивления, когда внешне все вроде бы остается в норме (устал ждать), но организм продолжает расходовать имеющиеся у него резервы;
  • 3 этап - истощение. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство, нарушение планов) - психическое состояние, возникающее в результате срыва надежд, вызванного объективно непреодолимыми (или переживаемые субъективно как таковые) трудностями, встающими на пути к достижению цели. В состоянии фрустрации человек испытывает целую гамму отрицательных эмоций и может вести себя по-разному:
  • - агрессивно, усматривая "злой умысел" в сложившихся обстоятельствах, высказывая недовольство, испытывая раздражение, возмущение и обвиняя того, кто кажется виновником срыва надежд;
  • - депрессивно: замкнуться в себе, испытывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, комплекса неполноценности, ощущая себя "без вины виноватым";
  • - интернально, когда человек осознает причины неудач, признавая как факт объективно сложившейся ситуации, так и определенную долю своей вины. Однако это - нехарактерный признак фрустрации, а показатель выхода из нее.

    Возникновение фрустрации подчиняется закону.





    Фрустративные состояния личности могут "подогреваться" и внутренними факторами, некоторой предрасположенностью к воспроизводству таких ситуаций, например излишняя доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность. В этом случае личность сама себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать.


    В жизни человек постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вырабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям. Способность преодолевать фрустративные состояния, несмотря на заблокированность поведения, выражается в различных способах психологической самозащиты: "Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!" Этот тезис может включать целый веер защитной мотивации.


    Эмоции (от лат. emoveo - волную, потрясаю) - это целый класс психических состояний, проявляющихся в форме непосредственного, пристрастного переживания, которое возникает в процессе деятельности, а иногда и предвосхищает ее.


    Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру, которая определяется его темпераментом и воспитанием.


    Генетическая наследственность обеспечивает человека набором эмоциональных реакций, определяемых темпераментом. Поэтому именно в эмоциональных проявлениях наиболее точно определяются темпераментальные характеристики человека. Но принимающая в этом участие система мозговой деятельности необычайно податлива; темперамент - еще не все. Решающим для установления эмоциональных привычек, которые управляют нашей жизнью, является воспитание.


    Эмоции разделяются на положительные и отрицательные, с точки зрения того, какое влияние они оказывают на человека, который их испытывает. Есть три эмоции, которые носят положительный характер, и шесть, отражающих чувство враждебности. Особняком в этой классификации стоит эмоциональное переживание горя и сострадания (К. Изард). Отрицательных эмоций больше. Почему? Вероятно, их разнообразие дает возможность более успешно осуществлять адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам, о которых они и сообщают. А вот положительные эмоции требуют особо бережного отношения к себе, не только потому, что их меньше, но и потому, что именно они являются энергетическим источник нашего здоровья и успешного существования.



    Классификация положительных и отрицательных эмоций.

    В процессе выполнения той или иной деятельности у человека возникает эмоциональная напряженность, которую принято разделять на операциональную и собственно эмоциональную.


    Операциональная напряженность - это состояние, связанное непосредственно с процессом самого выполнения деятельности. Оно включает не только общее эмоциональное благополучие, но и эмоции отрицательной модальности, такие как неудовлетворенность собой, чувство преодоления трудностей и т.п. Эти эмоции являются источником поддержания деятельности, удержания цели вплоть до ее достижения.


    Эмоциональная напряженность возникает на фоне прошлых неудач, авторитарного стиля взаимодействия, отрицательной реакции значимого другого и т.п. Она дезорганизует познавательную деятельность: у человека ослабляется внимание, ухудшается память, нарушается динамика речи, снижается общая работоспособность. Эмоциональная напряженность имеет тенденцию "разливаться", захватывая и те сферы деятельности человека, в которой он ранее неудач не испытывал.


    Настроение - устойчивое эмоциональное состояние человека, положительный или отрицательный фон его жизни. Настроение разлито по психике человека и настраивает его на определенное восприятие мира. Настроение характеризуется:


  • - продолжительностью,
  • - устойчивостью,
  • - интенсивностью.

    В радостном настроении человек склонен воспринимать все в положительном свете, а в тревожном - ожидать отовсюду неприятности. Настроение всегда личностно; когда у человека радостное настроение, это не значит что он чему-то или кому-то рад. Ему просто радостно. Обычно настроение характеризуется безотчетностью. Человек даже не замечает его до тех пор, пока оно не испортится.


    Эмоции являются неотъемлемой частью нашего существования. Наивно думать, что можно исключить из своей жизни тревогу, депрессию или враждебность. Однако приняв на себя ответственность за свое эмоциональное состояние, человек может научиться выражать его адекватным способом, снижая таким образом негативное воздействие отрицательных эмоций на организм.


    ЗАДАНИЕ 7

    Определите уровень своего психического состояния по показателям "самочувствие - активность - настроение". Для этого на шкалах, представленных противоположными по смыслу прилагательными, поставьте "х". Соединив точки, вы получите кривую настроения на данный момент.





  • 1. Подсчитайте сумму баллов, которой вы оцениваете свое состояние на данный момент
  • 2. Полученную сумму разделите на 6.

    Полученный результат это оценка вашего состояния на данный момент по семибалльной шкале.


    Вас устраивает ваше эмоциональное состояние? Если нет, в ваших силах его изменить.


    Существуют различные причины, порождающие отрицательные эмоции. Они могут отражать состояние здоровья, зависеть от нервной системы и обмена веществ, а также отражать искажения, возникающие при интерпретациях, которые человек дает тому или иному факту. Это последнее требует особого рассмотрения.


    Поскольку эмоции не отражают мир напрямую, то в процессе эмоционального познания возможны различные нарушения. Как известно, наша голова не любит отдыхать, даже во время сна в ней возникают образы прошлого и представления будущего: идет непрерывный диалог, в результате которого формируется то или иное настроение.


    Процесс формирования настроения можно представить следующим образом:



    Процесс формирования настроений

    Психологи отмечают наличие, как минимум, десяти типичных искажений, которые встречаются у человека в результате внутреннего диалога. Ознакомьтесь с ними.


  • 1. Из единичных фактов делается общий вывод: единственное отрицательное событие видится как черная полоса.
  • 2. Максимализм: мир видится в черно-белых чертах.
  • 3. Психологическая фильтрация событий: человек выдергивает из жизни негативные детали и живет в них. (Ложка дегтя в бочке меда.)
  • 4. Дисквалификация положительного: человек отрицает положительные факты, считая их появление невозможным в принципе.
  • 5. Скачущие умозаключения: негативная интерпретация реальности из-за незнания (решает что кто-то плохо к нему относится) или уверенности, что плохие предчувствия обязательно сбываются ("как всегда").
  • 6. Преувеличение плохого и преуменьшение хорошего: эффект подзорной трубы.
  • 7. Выводы, основанные на эмоциях: "Я чувствую, следовательно, это истинно".
  • 8. Рассуждение в стиле "Можно было бы ..": порождает комплекс вины и различного рода озлобления.
  • 9. Ярлыки: вместо описания своих или чужих ошибок вешают ярлыки.
  • 10. Принятие ответственности за независящие от тебя события: видеть в себе причину, несмотря на то что фактически не было возможности повлиять на произошедшее.

    Плохое настроение накладывает отпечаток на умственную деятельность, снижает продуктивность работы, лишает желания жить. Если плохое или вялое настроение держится длительное время, то это показатель того, что в жизни человека не все благополучно и есть вероятность попасть в летаргический цикл:



    "Летаргический цикл"

    Плохое настроение испытывает каждый человек. Однако есть люди, которые способны быстро выбраться из плохого настроения, но есть и такие, которые застревают в нем надолго. Если вы считаете, что ваше настроение нуждается в корректировке, то освойте несколько простых правил, выполнив следующее задание.


    ЗАДАНИЕ 8

    Предположим, что у вас плохое настроение.


  • 1. Запишите негативные мысли на листе бумаги, освободив от них свою голову.
  • 2. Прочтите десять видов типичных искажений, возникающих в процессе эмоционального познания, и выбери из них те, которые зафиксировались в ваших мыслях.
  • 3. Негативные мысли обычно формулируются в определенных речевых высказываниях. Обратите внимание на собственные формулировки. Если среди них встречаются те, которые представлены в левом столбце таблицы, то замените их на позитивные речевые высказывания (правый столбец таблицы).

    Перевод негативных речевых высказываний в позитивные.

    Эмоциональные состояния имеют различную степень выраженности, а следовательно, и различную степень влияния на организм. Научитесь "не распалять" организм до высших форм проявления отрицательных эмоций. Напротив, учитесь снижать их, переводя и удерживая эмоциональное состояние на более благоприятном уровне. Это опять-таки возможно через внутренний диалог.



    Перевод отрицательных эмоций в более адекватные.

    Любой организм в ситуации опасности защищается. Для каждого человека в отдельности и группы в целом свойственен механизм психологической защиты от вредных или нежелательных воздействий. Это не отдельное психологическое явление, а функция личности в целом, представляющая собой сложную структурно-функциональную систему. По содержанию она может включать те или иные взгляды человека: мировоззренческие, научные, религиозные, политические. В состав психологической защиты входят компоненты: эмоциональные (робость, страх, антипатия, агрессивность и т.п.), мыслительные (сомнение, недоверие и т.п.) и волевые (принципиальность, негативизм, конформизм и т.п.). Психологическая защита может функционировать на разных уровнях осознанности (намеренная и ненамеренная) и развернутости.


    Принято различать инструментальную защиту, которая отличается прямолинейностью реакции: есть возможность устранить угрозу, и это будет сделано. В первобытной ситуации этим действием обычно было нападение или бегство. В современном мире использование инструментальной защиты затруднено. Человек вынужден оставаться в ситуации, которая является неопределенной и несет реальную или потенциальную угрозу. Угроза может вызвать любую из эмоций: от гнева до депрессии, но наиболее распространенной реакцией современного человека является тревожность. На снятие тревожности направлены различные формы эмоционально-концентрированной защиты. Эти формы могут быть как адекватными, так и неадекватными.


    Неадекватными принято считать те способы снятия тревожности, которые впоследствии разрушают человека. Таковыми являются достаточно эффективные в момент использования средства, как выпивка, принятие транквилизаторов. К числу неадекватных относится и ряд умственных приемов, которые искажают способность человека видеть вещи такими, какие они есть. Например:


  • - подавление. Ни в поступках, ни в чувствах, ни в сознании явно не проявляется существование внутреннего конфликта. Поскольку напряжение нарастает, то взрыв неизбежен, и он будет иметь серьезные последствия для человека.
  • - рационализация ("лиса и виноград"). Человек убеждает всех, что он это делает по собственному желанию, например, подрывает здоровье на работе по собственной инициативе.
  • - инверсия. Человек обращает гнев против самого себя.

    В современной психологии описаны многие формы адекватной психологической защиты, но все они, так или иначе, собираются под лозунгами:






  • Психология для предпринимателя.

    » 1. Введение
    » 2. Образ я и составляющие элементы его структуры
    » 3. Уровни описания психологических свойств
    » 4. Темпераментальные проявления психологических свойств
    » 5. Характер и характерные особенности личности
    » 6. Жизненный сценарий
    » 7. Психологический возраст
    » 8. Психологические установки и эмоциональная устойчивость
    » 9. Предприниматель в роли руководителя. Введение
    » 10. Психологические требования предъявляемые к специалистам
    » 11. Психологическое доминирование
    » 12. Разногласия и конфликты
    » 13. Психологическая цена жесткого ролевого общения
    » 14. Индивидуальный стиль деятельности
    » 15. Приложение
     


    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100



    ArtKmv.ru © 2006